04-10.05



СМ.    Матричный самоанализ урока как условие и ресурс профессионального развития учителя

Преподаватель: Чернышева Р.И., канд. хим. наук, доцент, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
tеl.: 
е-mail : richernyshova@mail.ru

После изучения содержательного модуля вы сможете:
  • понимать технологию организации педагогического мониторинга как условие и ресурс профессионального развития учителя; 
  • определить главные принципы проведения мониторинга на уровне учителя;
  • применить инструментарий самоанализа урока на основе матричного подхода;
  • оценить уровень качества обучения дисциплины, благодаря интерпретации данных матричного самоанализа урока; 
  • сделать выводы относительно ресурсов повышения результативности обучения учеников;
  • профессионально и аргументировано сформулировать предложения по разрешению группы противоречий, которые мешают переходу к новой парадигме качественного школьного образования.

Ключевые слова:
проблема, матрица, мониторинг, противоречие, качество образования, самоанализ

Инструктивно-методические материалы

Рейтинговая система оценивания работы
Методические рекомендации

Материалы для изучения

1.1. Организация педагогического мониторинга качества обучения на уровне учителя
1.2 Табличный формат матрицы анализа урока
 
Контрольно-оценочный  блок

Модульный контроль
Содержание           Отправить  

Практическая работа
Содержание           Отправить  



Тематическая дискуссия
Тема: «Современные подходы решения проблем организации качественного школьного образования» 
Цель: высказать свою точку зрения на разрешения противоречий в ходе перехода к качественному образованию, провести коррекцию первичной позиции на проблему на основании анализа ответов всех участников дискуссии. 
Тематические ветви дискуссии: 
Противоречие 1. Образование должно быть дорогое, чтобы стать качественным, и, одновременно, быть бесплатным, чтобы стать доступным. 
Противоречие 2. Образование должно быть узкоспециальное (невозможно охватить неохваченное) и, одновременно, ориентированное на межпредметные знания для активного участия в решении общих задач. 
Противоречие 3. Образование должно быть добровольное с целью его максимальной эффективности и, одновременно, должно быть обязательное для обеспечения определенного уровня компетентности тех, кто учится.
Свою точку зрения опубликовать в Комментариях (нижняя часть окна)
Общая оценка за выполнение задания – 9 баллов
Участие в обсуждении каждого противоречия оценивается по 3 балла. 
Учитываются показатели: активность (1 балл), аргументированность (1 балл), реалистичность (1 балл)      


Информационное обеспечение
Список литературы

19 комментариев:

  1. Противоречие 1
    Качественное образование очень дорого. Оно предполагает высокие зарплаты учителей, серьезную материально-техническую базу и много чего еще. Во многих странах, конечно ,государство вкладывает деньги в образование и может легко решить эту проблему. Однако противоречие остается… Еще дороже обходится плохое образование — его последствия разрушительны. Довольно часто встречается ситуация , когда некомпетентность — инженера , менеджера или банкира — становится все более общественно опасной.

    ОтветитьУдалить
  2. Противоречие 2
    Успешный и образованный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем, успешным потребителем и т. д. Решение множества бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода, умения видеть отдаленные последствия. Современное образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяют. Узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти общий язык со специалистами других профилей при решении общей задачи. Причина – опять же сегодняшнее «предметно-кусочное» образование. Наладить «межпредметные связи» - это ,по-моему мнению, все более насущная проблема, для осуществления целостности образования и к переходу его на более качественное.

    ОтветитьУдалить
  3. Противоречие 3
    Незнание опасно, а значит знание обязательно. Конечно, в идеале ученик должен добровольно, с удовольствием осваивать знания. Тогда обучение будет высокоэффективным. Учеба идет хорошо, когда ребенок сам выбрал, чему он будет учиться. Но и здесь много подводных камней. Часто дети не могут определиться с выбором того или другого . Пока взрослые не научились строить образовательную среду таким образом, чтобы ребенок в ней обязательно захотел учиться — противоречивая ситуация будет сохраняться. Истинна заключается в том , что образование — это всегда вложение в будущее. И это самое важное для обеспечения определенного уровня компетентности тех, кто учится.

    ОтветитьУдалить
  4. На мой взгляд оценивать образование материально не совсем правильно. Имея хотя бы желание обучаться - можно достичь серьезных результатов. Качественное же образование - это длительный, многогранный процесс и поэтому дорогой. Но выбор есть всегда!

    ОтветитьУдалить
  5. Образование должно носить разнонаправленный характер. На начальном этапе закладываются базовые знания и умения, развивается память и мышление обучаемого... В дальнейшем, я считаю, необходимо выбиратть узкое направление, в котором человек проявит свои способности максимально.

    ОтветитьУдалить
  6. Противоречие 1
    Наличие знаний и умений, причем качественных, является очень важным и ценным фактором для каждого человека. С другой стороны, очень часто обязательным требованием для занятия той или иной должности (или продвижения по службе) является наличие именно «корочки» престижного ВУЗа, поступив в который и обучаясь в нём не по карману ученику из семьи рабочих или учителей.Здесь , на мой взгляд, непременно нужны не только знания, которые можно при сформированности определённых навыков, добыть самостоятельно и бесплатно, но и развитие определённых психических качеств, помогающих дальнейшему самопродвижению вне зависимости платно ты обучался или нет.

    ОтветитьУдалить
  7. Противоречие 2.
    Начальное, основополагающее, базовое образование должно быть межпредметным с целью самоопределения и развития общей осведомлённости .А вот образование специальное, касающееся профессии - узкоспециальное.

    ОтветитьУдалить
  8. Противоречие 3.
    Образование базовое, на мой взгляд, должно быть обязательным, естественным для ребёнка как физиологический процесс. Мы, родители и учителя,системой образования дисциплинируем растущую личность.

    ОтветитьУдалить
  9. Противоречие 2. Образование должно быть узкоспециальное (невозможно охватить неохваченное) , чтобы был хороший специалист.

    ОтветитьУдалить
  10. Противоречие 1. Образование может быть дорогое и бесплатное (для обучающихся) если средства на обучение выделяет государство. Пример - Дания. Если государство нищее, то у государства нет денег на бесплатное образование, а у большинства людей нет денег на платное образование. В результате, в любом случае, образования фактически нет.
    Противоречие 2. В любом случае ребенок вначале должен получить набор разносторонних знаний, навыков которые будут ему необходимы в жизни и без которых невозможно говорить о человеке, как о достаточно образованном. При этом еще в школе можно определить, к чему у ребенка больше способностей, и сориентировать его образование в этом направлении. Пример - Нидерланды. Но для этого нужны хорошие специалисты, дополнительные узкопрофильные классы и т.д. и т.п. То есть дополнительные, и серьезные денежные средства. А если государство ...(см. выше)
    Противоречие 3. Если человек не видит необходимости в получении дополнительных знаний (высокая зарплата, престиж, и т.п.), то ни добровольно ни по принуждению учиться он не будет. См. пункт 1.

    ОтветитьУдалить
  11. Противоречие 1. Качественное образование не обязательно должно быть дорогим. Все зависит от человека. Если ему это надо – он обязательно выучится. И не за деньги. Платных Вузов очень много, а настоящие специалисты своего дела – это редкость. Я считаю, что качественное образование человек получит лишь тогда, когда сам заинтересован в нем, когда у него есть желание добывать самостоятельно знания, платно или бесплатно.
    Противоречие 2. Школа так и называется «общеобразовательная», и базовое образование должно быть межпредметным с целью общего развития осведомлённости ребёнка. А что касается специального образования касающееся профессии, то оно должно быть узкоспециальное. Ребенок, которому предоставлена свобода, способен почувствовать свой интерес и осуществить свою собственную познавательную траекторию, если, конечно, взрослые дадут ему такую возможность.
    Противоречие 3. Лично мое мнение, образование должно быть добровольным. Советы родителей, друзей, хотя к ним тоже надо прислушаться навряд ли помогут. Выучился, а на практике не моё. Пока ребенок не ошибется, толку не будет. Можно выучится на любого специалиста, но не быть им. Поэтому и базовое образование, и специальное должно быть добровольным и обязательным для обеспечения определенного уровня компетентности ребенка. А мы, учителя и родители должны помочь ребенку сделать правильный выбор в своей жизни.

    ОтветитьУдалить
  12. Все утверждения - сплошная софистика, поскольку в действительности в них нет противоречий. 1. Бесплатность и доступность образования для граждан гарантированы государством, оно же берет на себя затраты по обеспечению качества образования: подготовку специалистов, разработку методик, учебников, обеспеченность оборудованием и проч., поэтому дорогим образование будет прежде всего для государства. 2. Прежде чем стать высококлассным специалистом узкого профиля, необходимо крепко стоять на мощной платформе базовых знаний, иметь широкий кругозор и мировоззрение. 3. Поэтому получение базовых знаний должно контролироваться извне (учителями, родителями, кураторами), а в профессиональном росте должен быть заинтересован сам специалист. На мой взгляд, проблему качественного образования можно решать только тогда, когда общество (государство?) сформулирует стратегическую задачу своего развития и выдаст запрос образованию на подготовку молодежи в данном направлении. Ибо не зная цели, трудно прийти к цели.

    ОтветитьУдалить
  13. Противоречие 1. Качественное образование не обязательно должно быть дорогим. На мой взгляд, качественное образование человек получит лишь тогда, когда сам заинтересован в нем, когда у него есть желание добывать самостоятельно знания, платно или бесплатно.
    Противоречие 2. Школа так и называется «общеобразовательная», и базовое образование должно быть межпредметным с целью общего развития осведомлённости ребёнка. А что касается специального образования касающееся профессии, то оно должно быть узкоспециальное.

    ОтветитьУдалить
  14. 1. К сожалению, сейчас складывается мнение, что качественное образование не может быть дешевым: необходима хорошая материально-техническая база для обучения, высококвалифицированный, а соответственно, и высооплачиваемый педагогический состав. Но все-таки, на мой взгляд, всегда должно быть желание и стремление обучаться. Даже окончив самый престижный ВУЗ не возможно стать высоклассным специалистом, если нет желания учиться и развиваться.
    2. Любой человек должен быть развит всесторонне, поэтому образование должно быть ориентировано на межпредметные знания для активного участия в решении общих задач.
    3. Я считаю, что образование должно быть обязательным, причём иметь практическую направленность. Конечно, человек сам определяет свой путь, и чего он хочет достичь в этой жизни, но государство должно создать такие условия, чтобы у людей всегда была мотивация учиться.

    ОтветитьУдалить
  15. Противоречие 1. Не всегда дорогое образование качественное. Необходимо создать условия и заинтересовать участников учебного процесса, чтобы даже бесплатное обучение стало качественным.
    Противоречие 2. Мы даем в школе азы наук, а специалистами их сделает дальнейшее обучение по специальности.
    Противоречие 3. Добровольно мы мало чему научим. Со временем ученики поймут, что знания им необходимы в жизни и на практике.

    ОтветитьУдалить
  16. 1. Не всегда дорогое образование качественное.
    2.Образование должно быть сначала обязательным бесплатным или платным для обеспечения определенного уровня компетентности (базовые знания).
    3.Для получения профессиональных знаний - узкоспециальное.

    ОтветитьУдалить
  17. 1. Противоречие. Качественное образование не может быть дешевым: необходима хорошая материально-техническая база для обучения, высококвалифицированный и высооплачиваемый педагогический состав. Материальная обеспеченность педагога позволит ему заниматься творчеством. а не поиском заработка.
    2.Противоречие. Базовое образование должно быть межпредметным с целью общего развития учащегося. А специальное образования касающееся профессии должно быть узкоспециальным. Ребенок,должен сделать сознательный выбор, а педагоги и родители помогут ему в выборе.
    Противоречие 3. Образование должно быть добровольным. Делая осознанный выбор ребенок ставит перед собой цели и стремится к их достижению. Задача педагогов поддерживать детей в стремлении учиться, делать этот процесс увлекательным и интересным и необходимость в принуждении отпадет

    ОтветитьУдалить
  18. Противоречие 1. Почему хорошее, качественное образование дорого? На это есть множество причин. Вот две из них, самые весомые:

    Требуется большое количество хорошо профессионально образованных учителей с высокими зарплатами.
    КПД обучения низок, потому что велико сопротивление обучению.

    Противоречие2. Успешный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем, успешным потребителем и т. д. Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Успешный родитель знает правила воспитания и методы развития ребенка. Успешный потребитель знает, что ему нужно, как и где это приобрести… И все это в быстро меняющемся мире. Решение производственных, маркетинговых, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода, умения видеть отдаленные последствия.
    Противоречие 3. Учеба идет хорошо, когда ребенок сам выбрал, чему он будет учиться. Но и здесь много подводных камней. А если не выбрал — ничего не выбрал? А если сегодня выбирает одно, завтра другое, послезавтра третье — и конца не видно? Сунь огурец в рассол — и он обязательно станет соленым. Пока взрослые не научились строить образовательную среду таким образом, что ребенок в ней обязательно захочет учиться — противоречивая ситуация будет сохраняться.

    ОтветитьУдалить
  19. противоречие 1 Если качественное образование будет дорогим, будет ли оно доступно.Но при хорошей материально-технической базе и желании можно получить хорошее образование. Противоречие 2.Общеобразовательная школа должна дать базу для развития,а дальше узкоспециальное образование.

    ОтветитьУдалить