СМ. Краеведческий подход при преподавании географии
Преподаватель: Панкина Виктория Евгеньевна, методист отдела естественных дисциплин ДоноблИППО, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ДоноблИППО
tеl.:
е-mail: vikpankina18@gmail.com
После изучения содержательного модуля вы сможете:
- анализировать теоретические основы инновационных процессов в географии;
- характеризовать особенности краеведческого компонента;
- определять требования современного урока географии с учетом краеведческого принципа;
- внедрять элементы краеведения на разных типах уроков;
- выделять краеведческие подходы, которые повышают эффективность педагогического процесса.
Ключевые слова:
современный урок; родной край; краеведение, основные элементы краеведения: цель, задачи, структура, место, содержание, методы и формы работы, результативность, критерии оценивания эффективности урока географии
Инструктивно-методические материалы
Рейтинговая система оценивания работы
Методические рекомендации
Материалы для изучения
Тема № 1 Основные предпосылки краеведческого похода в преподавании географии
Тема № 2 Краеведческий компонент в системе школьного географического образования
Тема № 3 География Донецкой области
Контрольно-оценочный блок
Практическая работа №1
Содержание Отправить
Практическая работа №2
Содержание Отправить
Дискуссия
Как Вы считаете, целесообразно ли внедрять краеведческий компонент в уроки географии. При изучении, каких курсов лучше использовать краеведение?
Свою точку зрения опубликовать в Комментариях (нижняя часть окна)
Критерии оценивания:
Участие - 1 б
Активность -1 б
Аргументация – 2 б
Я считаю ,что целесообразно внедрять краеведческий компонент в уроки географии. Знакомство с "местной географией", с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной".Просторы нашего края поражают богатством и разнообразием природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, культуры и искусства, я стараюсь продумать как интереснее и доходчивее преподнести это детям.
ОтветитьУдалитьВведение краеведческого компонента использую на уроках с 6-го по 9 класс.
Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение. Он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.
ОтветитьУдалитьВ 6 кл. в теме "Атмосфера" я использую краеведческий материал по наблюдению погоды своей местности и продолжаю использовать в 8 и 9 классах в курсах "Физическая и экономическая география Донецкой области". Ведь краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретенных учащимися знаний и умений.
Краеведческий подход в изучении родного края очень важен, он помогает в полной мере ощутить близость Малой Родины.Наш край на ряду с разнообразием природных ресурсов, богат своей культурой,своими историческими корнями.Я использую краеведческий компонент в 8-9 классах
ОтветитьУдалитьЯ согласна с коллегами. Конечно, изучение географии родного края является важным компонентом в изучении всей географии. Надо расширять знания детей о природе нашего края, населении и его хозяйственной деятельности, культуре и искусстве. Я использую краеведческий компонент в 8,9 классах. Наш Донецкий краеведческий музей является замечательным местом знакомства детей с географией Донецкой области.
ОтветитьУдалитьКраеведческий материал, на мой взгляд, можно вводить в любом классе. Изучать географию других стран с опорой на материал о родном крае логично. Более детально изучать материал о Родине целесообразно в 8-9 классах.
ОтветитьУдалитьОсновной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением. Изучая учебный материал, школьники знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Вот почему целесообразно уделять внимание краеведческой работе, изучению природно-экономических условий родного края.Краеведческий материал можно вводить в любом классе.
ОтветитьУдалитьЯ согласна со всеми комментариями, хочу добавить, что целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края
ОтветитьУдалитьСчитаю, что краеведческий подход очень важен при изучении предмета, так как формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы поведения в природе. Все это способствует формированию экологической культуры личности. Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных знаний для развития общества и сохранения окружающей природы
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что краеведение лучше использовать при изучении географии, биологии, истории
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что краеведение лучше использовать при изучении географии, биологии, истории
ОтветитьУдалитьКраеведческий компонент очень важен на уроках географии. Позволяет детям более сознательно отнестись к географии всей страны .Просторы нашего края поражают богатством и разнообразием природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, культуры и искусства.Использую на уроках с 6-го по 9 класс.
ОтветитьУдалитьОтветить
Согласна с участниками обсуждения этого вопроса. Краеведческий компонент необходимо применять на уроках географии. Достаточно успешно можно осуществлять на уроках в 6 и 7 классах. Более детальное изучение своего края необходимо проводить в 8-9 классах.
ОтветитьУдалитьСогласна с участниками обсуждения этого вопроса. Краеведческий компонент необходимо применять на уроках географии. Достаточно успешно можно осуществлять на уроках в 6 и 7 классах. Более детальное изучение своего края необходимо проводить в 8-9 классах.
ОтветитьУдалитьОсновной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением. Изучая учебный материал, школьники знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Вот почему необходимо большее внимание уделять краеведческой работе, изучению природно-экономических условий родного края.
ОтветитьУдалитьШкольная программа по географии предусматривает мало экскурсии на природу. В связи с этим становится весьма актуальным проведение уроков-походов, где школьники учатся наблюдать природу, анализировать ее особенности и хозяйственную деятельность людей, изучают различные географические и исторические объекты, ставят эксперименты в природе.
Уроки-походы должны быть ориентированы на изучение, накопление и использование краеведческого материала, что способствует активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков. В походе учащиеся знакомятся с профессиями географа - ландшафтоведа и геолога, почвоведа и геоботаника, гидролога и топографа.
Лично я использую краеведческий компонент на уроках географии в 6, 8, 9 классах.
Краеведение - это способ воспитания патриотизма, а география - наука, где краеведческий подход проходит красной нитью через все курсы. Материал 8-9 кл. полностью привязан к местному материалу. В остальных классах все понятия также проще объяснять, опираясь на местный материал. К сожалению, учитель ограничен рамками урока и Программы, а виртуальные экскурсии не могут заменить выходы на природу, экскурсии и походы.
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию своего края. Цель краеведческой работы - научить учащихся любить и уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
ОтветитьУдалитьПрекрасные возможности для внедрения краеведческого компонента в уроки географии, есть в начальном курсе "Общая география", когда учащиеся только начинают знакомиться с основными терминами и понятиями, с основными закономерностями, изучать которые можно не только в кабинете, но и в природе, на местности. Все это позволяет вызвать у учащихся познавательный интерес к предмету и развить навыки самостоятельной поисковой работы.
Именно поэтому, развитие краеведения является актуальным направлением современного географического образования.
Я считаю, что краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны. В краеведении, также как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Школьное краеведевние необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном примере.
ОтветитьУдалитьСчитаю, что краеведение лучше использочать при изучении курса «Общей географии» в 6 классе. Программа включает достаточно широкий курс краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся общих и единичных географических понятий.
Я считаю, что краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение. Внедрять необходимо с 6 по 11 класс, на каждом уроке найдется минутка поговорить о родном крае.
ОтветитьУдалитьСогласен с участниками обсуждения этого вопроса. Краеведческий компонент необходимо применять на уроках географии. Каждый уважающий себя гражданин обязан знать свой дом – Родной Край. Краеведческий материал можно использовать при изучении всего курса географии.
ОтветитьУдалитьСогласен с участниками обсуждения этого вопроса. Краеведческий компонент необходимо применять на уроках географии. Каждый уважающий себя гражданин обязан знать свой дом – Родной Край. Краеведческий материал можно использовать при изучении всего курса географии.
ОтветитьУдалитьЦелью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и передсовременной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, в век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий мир.Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее- задача учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое прежде всего должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей своего родного края.Использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний обучающихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.
ОтветитьУдалитьВ актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится. школьная практика требует от обучающихся серьезных краеведческих знаний.
Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение экологических экспедиций по родному краю. Все это помогает собрать уникальный краеведческий материал, необходимый на уроках географии.