30.03-05.04



СМ. Краеведческий подход при преподавании географии

Преподаватель: Панкина Виктория Евгеньевна, методист отдела естественных дисциплин ДоноблИППО, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ДоноблИППО
tеl.: 
е-mail: vikpankina18@gmail.com

После изучения содержательного модуля вы сможете:
  • анализировать теоретические основы инновационных процессов в географии;
  • характеризовать особенности краеведческого компонента;
  • определять требования современного урока географии с учетом краеведческого принципа;
  • внедрять элементы краеведения на разных типах уроков;
  • выделять краеведческие подходы, которые повышают эффективность педагогического процесса.

Ключевые слова:
современный урок; родной край; краеведение, основные элементы краеведения: цель, задачи, структура, место, содержание, методы и формы работы, результативность, критерии оценивания эффективности урока географии

Инструктивно-методические материалы


Практическая работа №2
Содержание           Отправить  

Дискуссия
Как Вы считаете, целесообразно ли внедрять краеведческий компонент в уроки географии. При изучении, каких курсов лучше использовать краеведение?

Свою точку зрения опубликовать в Комментариях (нижняя часть окна)
Критерии оценивания:
Участие - 1 б       
Активность -1 б       
Аргументация – 2 б 

Информационное обеспечение
Список литературы

21 комментарий:

  1. Я считаю ,что целесообразно внедрять краеведческий компонент в уроки географии. Знакомство с "местной географией", с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной".Просторы нашего края поражают богатством и разнообразием природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, культуры и искусства, я стараюсь продумать как интереснее и доходчивее преподнести это детям.
    Введение краеведческого компонента использую на уроках с 6-го по 9 класс.

    ОтветитьУдалить
  2. Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение. Он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.
    В 6 кл. в теме "Атмосфера" я использую краеведческий материал по наблюдению погоды своей местности и продолжаю использовать в 8 и 9 классах в курсах "Физическая и экономическая география Донецкой области". Ведь краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретенных учащимися знаний и умений.

    ОтветитьУдалить
  3. Краеведческий подход в изучении родного края очень важен, он помогает в полной мере ощутить близость Малой Родины.Наш край на ряду с разнообразием природных ресурсов, богат своей культурой,своими историческими корнями.Я использую краеведческий компонент в 8-9 классах

    ОтветитьУдалить
  4. Я согласна с коллегами. Конечно, изучение географии родного края является важным компонентом в изучении всей географии. Надо расширять знания детей о природе нашего края, населении и его хозяйственной деятельности, культуре и искусстве. Я использую краеведческий компонент в 8,9 классах. Наш Донецкий краеведческий музей является замечательным местом знакомства детей с географией Донецкой области.

    ОтветитьУдалить
  5. Краеведческий материал, на мой взгляд, можно вводить в любом классе. Изучать географию других стран с опорой на материал о родном крае логично. Более детально изучать материал о Родине целесообразно в 8-9 классах.

    ОтветитьУдалить
  6. Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением. Изучая учебный материал, школьники знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Вот почему целесообразно уделять внимание краеведческой работе, изучению природно-экономических условий родного края.Краеведческий материал можно вводить в любом классе.

    ОтветитьУдалить
  7. Я согласна со всеми комментариями, хочу добавить, что целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края

    ОтветитьУдалить
  8. Считаю, что краеведческий подход очень важен при изучении предмета, так как формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы поведения в природе. Все это способствует формированию экологической культуры личности. Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных знаний для развития общества и сохранения окружающей природы

    ОтветитьУдалить
  9. Я считаю, что краеведение лучше использовать при изучении географии, биологии, истории

    ОтветитьУдалить
  10. Я считаю, что краеведение лучше использовать при изучении географии, биологии, истории

    ОтветитьУдалить
  11. Краеведческий компонент очень важен на уроках географии. Позволяет детям более сознательно отнестись к географии всей страны .Просторы нашего края поражают богатством и разнообразием природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, культуры и искусства.Использую на уроках с 6-го по 9 класс.

    Ответить

    ОтветитьУдалить
  12. Согласна с участниками обсуждения этого вопроса. Краеведческий компонент необходимо применять на уроках географии. Достаточно успешно можно осуществлять на уроках в 6 и 7 классах. Более детальное изучение своего края необходимо проводить в 8-9 классах.

    ОтветитьУдалить
  13. Согласна с участниками обсуждения этого вопроса. Краеведческий компонент необходимо применять на уроках географии. Достаточно успешно можно осуществлять на уроках в 6 и 7 классах. Более детальное изучение своего края необходимо проводить в 8-9 классах.

    ОтветитьУдалить
  14. Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением. Изучая учебный материал, школьники знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Вот почему необходимо большее внимание уделять краеведческой работе, изучению природно-экономических условий родного края.
    Школьная программа по географии предусматривает мало экскурсии на природу. В связи с этим становится весьма актуальным проведение уроков-походов, где школьники учатся наблюдать природу, анализировать ее особенности и хозяйственную деятельность людей, изучают различные географические и исторические объекты, ставят эксперименты в природе.
    Уроки-походы должны быть ориентированы на изучение, накопление и использование краеведческого материала, что способствует активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков. В походе учащиеся знакомятся с профессиями географа - ландшафтоведа и геолога, почвоведа и геоботаника, гидролога и топографа.
    Лично я использую краеведческий компонент на уроках географии в 6, 8, 9 классах.

    ОтветитьУдалить
  15. Краеведение - это способ воспитания патриотизма, а география - наука, где краеведческий подход проходит красной нитью через все курсы. Материал 8-9 кл. полностью привязан к местному материалу. В остальных классах все понятия также проще объяснять, опираясь на местный материал. К сожалению, учитель ограничен рамками урока и Программы, а виртуальные экскурсии не могут заменить выходы на природу, экскурсии и походы.

    ОтветитьУдалить
  16. Я считаю, что одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию своего края. Цель краеведческой работы - научить учащихся любить и уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
    Прекрасные возможности для внедрения краеведческого компонента в уроки географии, есть в начальном курсе "Общая география", когда учащиеся только начинают знакомиться с основными терминами и понятиями, с основными закономерностями, изучать которые можно не только в кабинете, но и в природе, на местности. Все это позволяет вызвать у учащихся познавательный интерес к предмету и развить навыки самостоятельной поисковой работы.
    Именно поэтому, развитие краеведения является актуальным направлением современного географического образования.

    ОтветитьУдалить
  17. Я считаю, что краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны. В краеведении, также как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Школьное краеведевние необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном примере.
    Считаю, что краеведение лучше использочать при изучении курса «Общей географии» в 6 классе. Программа включает достаточно широкий курс краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся общих и единичных географических понятий.

    ОтветитьУдалить
  18. Я считаю, что краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение. Внедрять необходимо с 6 по 11 класс, на каждом уроке найдется минутка поговорить о родном крае.

    ОтветитьУдалить
  19. Согласен с участниками обсуждения этого вопроса. Краеведческий компонент необходимо применять на уроках географии. Каждый уважающий себя гражданин обязан знать свой дом – Родной Край. Краеведческий материал можно использовать при изучении всего курса географии.

    ОтветитьУдалить
  20. Согласен с участниками обсуждения этого вопроса. Краеведческий компонент необходимо применять на уроках географии. Каждый уважающий себя гражданин обязан знать свой дом – Родной Край. Краеведческий материал можно использовать при изучении всего курса географии.

    ОтветитьУдалить
  21. Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и передсовременной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, в век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий мир.Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее- задача учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое прежде всего должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей своего родного края.Использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний обучающихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.

    В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится. школьная практика требует от обучающихся серьезных краеведческих знаний.

    Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение экологических экспедиций по родному краю. Все это помогает собрать уникальный краеведческий материал, необходимый на уроках географии.

    ОтветитьУдалить