09-14.06



СМ. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА

Преподаватель: Денисова Елена Дмитриевна, заведующая отделом естественных дисциплин ДоноблИППО, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ДоноблИППО
tеl.: 062 345-18-09 (рабочий)
е-mail : ipopriroda@yandex.ru

После изучения модуля Вы сможете:
  • определять сущность педагогических технологий обучения, которые способствуют развитию критического мышления учащихся;
  • владеть методикой развития критического мышления учащихся;
  • создавать задания на развитие критического мышления учащихся; 
  • моделировать уроки на развитие критического мышления учащихся;
  • обобщать свои знания по данной теме.

Ключевые слова:
критическое мышление, педагогические технологии, интерактивные методы, исследование, построение урока, моделирование урока

Инструктивно-методические материалы

Рейтинговая система оценивания работы
Методические рекомендации

Материалы для изучения

І. Основные этапы педагогической технологии “Критическое мышление”
ІІ. Методика использования технологии “критическое мышление”
ІІІ. Структура урока и методические приемы роавития критического мышления на уроках предметов естественного цикла
 
Контрольно-оценочный  блок

Практическая работа №1
Содержание           Отправить  

Дискуссия
Используете ли Вы в своей работе приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся? Что получается, какие есть проблемы? Приведите пример любимого приема (метода), который в Вашей работе является наиболее результативным?

Свою точку зрения опубликовать в Комментариях (нижняя часть окна)
Критерии оценивания:
Участие - 1б     
Активность - 1 б      
Аргументация - 2 б


Модульный контроль 


Информационное обеспечение
Список литературы

8 комментариев:

  1. 1) Мы живем в обществе очень динамичном, где знания быстро устаревают. Задача современного образования - научить детей самостоятельно добывать знания из разных источников. Научив ученика получать знания, мы решаем задачи развития творческого мышления. Конкретная информация, которую передаем детям, составляет только небольшую долю того ее объема, пригодится им в жизни. Учителя уже сегодня должны думать, как лучше подготовить учащихся к жизни в демократическом обществе XXI века. Сегодня, что содержание обучения и остается важным, основная задача учеников - научиться эффективно приобретать знания и критически мыслить, чтобы решать сложные проблемы, критически относиться к обстоятельствам, сравнивать альтернативные точки зрения и принимать взвешенные решения. Ученика следует научить критически мыслить, чтобы анализировать информацию, оценивать ее, перерабатывать, обобщать, отбирать самую главную.
    2) Наиболее эффективными методами и приемами обучения технологии критического мышления является «чтение текста с пометками», «дискуссия», «проблемные вопросы», «мозговая атака», «круглый стол», «диаграмма Венна», «взаимные вопрос », «составление сенканов »и тому подобное.
    3) В своей работе я использую приемы и методы технологии критического мышления. Любимые приемы это - «взаимный вопрос», «дискуссии».

    ОтветитьУдалить
  2. Одним из результативных приемов, применяемых на своем уроке является кластер. Кластер – это способ графической организации материала. Приём кластеров использую на стадии вызова ,осмысления и рефлексии , при повторении основных вопросов темы на уроках обобщения, подготовки к контрольной работе, на первом уроке после каникул. Наиболее часто также использую такие методы: "Исправь географическую ошибку" и "Открытый микрофон". Дети учатся свободно высказывать свои мысли, слушать друг друга, свободно общаться, высказывать свою точку зрения.
    Главная проблема - очень ограниченное количество часов, выделяемых для изучения большого объема интересного материала.

    ОтветитьУдалить
  3. Критическое мышление - основное средство для поисковой, исследовательской, научной деятельности поэтому оно было актуальным и востребованным всегда. Педагогика тоже пользовалась элементами формами критического мышления, но главным видом, или формой учебной деятельности критическое мышление стало только в настоящее время. Информационная перенасыщенность, невозможность проверить информационные источники, противоречия современной жизни, конфронтация политических и экономических систем, мнений, и другие сложности социума требуют критического переосмысления событий и явлений.
    Наиболее эффективными приемами и методами критического мышления являются групповые, исследовательские, интерактивные, деятельностные, потому что учащиеся не только формируют свое видение процесса, явления, проблемы, но и наблюдают, и рассматривают другие точки зрения, спорят, защищают свое видение проблемы и выход из ситуации, пути решения проблемы. Когда есть многостороннее рассмотрение проблемы и варианты ее решения, то проблема становится объективной реальностью, она решается общими усилиями наиболее эффективно и целесообразно.
    В своей работе я использую различные приемы критического мышления. Главное - правильно сформулировать проблему, акцентировать приоритеты, наметить гипотезы решения. Цель урока формирует ход применения приемов и методов. Наиболее привлекательными для моих учеников являются дебаты, дискуссия, мозговая атака, где учащиеся в состоянии выразить свои мысли, свое видение, не боятся ошибиться, и любят рассуждать и обсуждать проблему. Сложность действия учителя в этом процессе состоит в том, чтобы мысль базировалась на знаниях, а не на разговорах «в общем», чтобы при обсуждениях не сойти с основного направления темы, при обсуждениях расширять круг учащихся, принимающих участие в дискуссиях и дебатах.
    Моим любимым методом является мозговая атака, ибо метод дает столько новых, совершенно неожиданных вариантов, что сам процесс активизируется подъемом интереса, что дает положительный результат.

    ОтветитьУдалить
  4. В своей работе я использую различные приемы критического мышления, например "Линия сравнения таблиц" Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
    Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам.
    Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

    выделять ключевые слова;
    систематизировать необходимую информацию;
    анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
    развитие монологической речи;
    а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией

    ОтветитьУдалить
  5. Согласна с Седовой Светланой

    ОтветитьУдалить
  6. Я считаю, что технология развития критического мышления помогает учащимся самостоятельно определять направления в изучении нового материала и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить. Применяя эту технологию, я замечаю интерес у ребят на уроках. Ведь они сами решают все возникающие вопросы, задача учителя только лишь в том, чтобы направить желание учащихся на получение новой информации, помочь систематизировать уже известные и новые знания. Основное условие — удовольствие от уроков, которое получают ученики, и я, как учитель.
    Мне нравится прием «Ассоциации». Ребятам предлагается прочитать тему урока, подумать и ответить на вопрос:
    ● О чем пойдет речь на этом уроке?
    ● Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эту фразу...?
    Все перечисляемые ассоциации записываются на доске, затем обсуждаются.
    В ходе урока знания уточняются, систематизируются, делаются выводы, которые записываются в тетрадь.
    На своих уроках широко применяю и разные формы работы с учебником. Читая текст учебника, ребята маркируют его карандашом, делая заметки:
    «+» - я это знаю
    «-» - я думал по другому
    «V» - это для меня новое
    «?» - мне не понятно, хочу узнать
    Таким образом, в процессе чтения учащиеся прорабатывают текст. Затем идет обсуждение в парах. Если остаются невыясненные вопросы, они ставятся перед классом и обсуждаются. В результате такой работы все знания систематизируются.

    ОтветитьУдалить
  7. Критическое мышление – это основной способ для поисковой, исследовательской, научной деятельности, поэтому оно было актуальным и востребованным всегда. Педагогика тоже пользовалась элементами формами критического мышления, но главным видом, или формой научной деятельности критическое мышление стало только недавно. Информационная перенасыщенность, невозможность проверить информационные источники, противоречия современной жизни, конфронтация политических и экономических систем, мыслей, и другие сложности социума требуют критического переосмысливания событий и явлений.
    Наиболее эффективными приемами и методами критического мышления являются групповые, исследовательские, интерактивные, поскольку учащиеся формируют свое видение процесса явления.
    В своей работе я использую разные приемы критического мышления. Главное правильно сформулировать проблему, акцентировать приоритеты, очертить гипотезы решения. Цель урока формулирует ход применения приемов и методов. Наиболее привлекательным для моих учеников являются дебаты, дискуссия, мозговой штурм, где ученики в состоянии выразить свои мысли, свое видение, не боятся ошибиться и любят обговаривать и разбирать проблему. Сложность для учителя в этом процессе заключается в том, чтобы мысль базировалась на знаниях, а не на разговорах «вообще», чтобы при разговорах не сойти с основного направлении темы, при обсуждении расширять круг учащихся, которые принимают участие в дискуссии.
    Моим любимым методом является мозговой штурм, т.к. этот метод дает столько новых совсем неожиданных вариантов, что сам процесс активизируется подъемом заинтересованности, что дает позитивный результат.

    ОтветитьУдалить
  8. Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям школы. Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Школа обязана научить самостоятельно, творчески мыслить, структурировать и передавать информацию другим. Только так, может происходить овладение ими знаниями, умениями и навыками, которые способствуют в дальнейшем его самореализации и самоуправления. Поэтому в наше время особую актуальность приобретает проблема развития умений критического мышления. В основе технологии лежит конструктивистская традиция Л.Выготского: мышление развивается в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ученик сам собирает понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом.
    На своих уроках использую такие приёмы: «Сенкан» («синквейн»), таблицы «Знаем – хотим узнать - узнаем», «Верные и неверные утверждения», «Учебный проект», «Кластер», «Постановка учащимися вопросов», «Ассоциативный куст», «Мысли во времени».
    Каждый приём интересен ребятам, но ещё не у всех ребят получается их с первого раза решать. Любимыми являются такие приёмы как заполнение таблицы «Знаем-хотим узнать-узнаем», «Мысли во времени»- ребята их выдают в форме «Письма инопланетному другу»- пишут всё ,что знают по данному вопросу.

    ОтветитьУдалить