06-12.04



СМ. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА

Преподаватель: Денисова Елена Дмитриевна, заведующая отделом естественных дисциплин ДоноблИППО, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ДоноблИППО
tеl.: 062 345-18-09 (рабочий)
е-mail : ipopriroda@yandex.ru

После изучения модуля Вы сможете:
  • определять сущность педагогических технологий обучения, которые способствуют развитию критического мышления учащихся;
  • владеть методикой развития критического мышления учащихся;
  • создавать задания на развитие критического мышления учащихся; 
  • моделировать уроки на развитие критического мышления учащихся;
  • обобщать свои знания по данной теме.

Ключевые слова:
критическое мышление, педагогические технологии, интерактивные методы, исследование, построение урока, моделирование урока

Инструктивно-методические материалы

Рейтинговая система оценивания работы
Методические рекомендации

Материалы для изучения

І. Основные этапы педагогической технологии “Критическое мышление”
ІІ. Методика использования технологии “критическое мышление”
ІІІ. Структура урока и методические приемы роавития критического мышления на уроках предметов естественного цикла
 
Контрольно-оценочный  блок

Практическая работа №1
Содержание           Отправить  

Дискуссия
Используете ли Вы в своей работе приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся? Что получается, какие есть проблемы? Приведите пример любимого приема (метода), который в Вашей работе является наиболее результативным?

Свою точку зрения опубликовать в Комментариях (нижняя часть окна)
Критерии оценивания:
Участие - 1б     
Активность - 1 б      
Аргументация - 2 б


Модульный контроль 


Информационное обеспечение
Список литературы

21 комментарий:

  1. Приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся использую в своей работе регулярно. Они позволяют активизировать познавательные процессы у учащихся. Например на этапе "Рефлексия"
    использую прием "Бортовий журнал".
    Описание прийома
    Это - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, коротких предложений, умозаключений, вопросов. Частями «бортового журнала» могут быть ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.

    ОтветитьУдалить
  2. В своей работе я использую приёмы и методы развития критического мышления, так как они способствуют активизации мышления ученика , заставляет учеников задумываться, дают возможность проявить себя и свои творческие способности, учат находить пути решения проблемы.
    Одним из результативных приемов, применяемых на своем уроке является кластер. Кластер – это способ графической организации материала. Приём кластеров использую на стадии вызова ,осмысления и рефлексии , при повторении основных вопросов темы на уроках обобщения, подготовки к контрольной работе, на первом уроке после каникул.

    ОтветитьУдалить
  3. Использую в своей работе методы развития критического мышления учащихся. Нравится методы: мозговая атака, групповая дискуссия - учащимся предлагается провести исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.
    Считаю, что этот метод является результативным так, как учащиеся в более раскованной обстановке делятся друг с другом знаниями, соображениями, доводами, при этом каждый может высказать свою точку зрения.

    ОтветитьУдалить
  4. Развитие критического мышления школьников необходимо прежде всего для их социализации в обществе. Второй важный момент - обучение умению работать с информацией, критически перерабатывать ее для получения достоверных знаний и не потеряться в ее потоке. Элементарный прием - прошу выписать ключевые слова из текста либо составить схему- опорный конспект по ключевым словам. У малышей хорошо работает прием "Лови ошибку". Старшим больше нравятся дискуссии, особенно, если вопрос провокационный. Главная проблема - нехватка времени.

    ОтветитьУдалить
  5. Я использую в своей работе приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся, так как они позволяют активизировать познавательные способности у учащихся, развивают интерес к изучении географии.
    Наиболее часто использую такие методы: "Исправь географическую ошибку", "Снежный ком", "Открытый микрофон". Дети учатся свободно высказывать свои мысли, слушать друг друга, свободно общаться, высказывать свою точку зрения.
    Главная проблема - очень ограниченное количество часов, выделяемых для изучения большого объема интересного материала.

    ОтветитьУдалить
  6. Да, я использую в своей работе приёмы, методы и технологии развития критического мышления. Прием «Корзина» идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
    «Ассоциативный куст». Эту стратегию я использую на разных этапах актуализации и рефлексии. Мозговой штурм - эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, который заставляет участников проявлять свое воображение и творчество, который достигается путем свободного выражения мыслей и помогает найти несколько решений по конкретной теме.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, я часто использую в работе эти методы,приемы.Они помогают детям высказывать свое мнение, учатся слушать другие точки зрения, рассуждать,обобщать свои знания и опыт, развивать воображение, дискутировать,развивать умения искать информация.......Но на это очень мало времени.

    ОтветитьУдалить
  8. Я считаю, что технология развития критического мышления помогает учащимся самостоятельно определять направления в изучении нового материала и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить. Применяя эту технологию, я замечаю интерес у ребят на уроках. Ведь они сами решают все возникающие вопросы, задача учителя только лишь в том, чтобы направить желание учащихся на получение новой информации, помочь систематизировать уже известные и новые знания. Основное условие — удовольствие от уроков, которое получают ученики, и я, как учитель.
    Мне нравится прием «Ассоциации». Ребятам предлагается прочитать тему урока, подумать и ответить на вопрос:
    ● О чем пойдет речь на этом уроке?
    ● Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эту фразу...?
    Все перечисляемые ассоциации записываются на доске, затем обсуждаются.
    В ходе урока знания уточняются, систематизируются, делаются выводы, которые записываются в тетрадь.
    На своих уроках широко применяю и разные формы работы с учебником. Читая текст учебника, ребята маркируют его карандашом, делая заметки:
    «+» - я это знаю
    «-» - я думал по другому
    «V» - это для меня новое
    «?» - мне не понятно, хочу узнать
    Таким образом, в процессе чтения учащиеся прорабатывают текст. Затем идетобсуждение в парах. Если остаются невыясненные вопросы, они ставятся перед классом и обсуждаются. В результате такой работы все знания систематизируются.

    ОтветитьУдалить
  9. В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность воспитания детей с целью изучения географии, его значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания географии характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
    Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня два года назад. По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
    Например
    «Составление кластера»

    Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

    Последовательность действий проста и логична:

    Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
    Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
    По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
    В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

    В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

    – не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

    – продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

    – постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

    Например, в теме «Внутреннее строение и Земли» в начале урока был составлен кластер «Земля». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.

    ОтветитьУдалить
  10. В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность воспитания детей с целью изучения географии, его значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания географии характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
    Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня два года назад. По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
    Например
    «Составление кластера»

    Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

    Последовательность действий проста и логична:

    Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
    Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
    По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
    В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

    В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

    – не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

    – продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

    – постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

    Например, в теме «Внутреннее строение и Земли» в начале урока был составлен кластер «Земля». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.

    ОтветитьУдалить
  11. Я также использую в работе приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся
    Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию?". Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимой информации. Технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной общественной жизни в условиях современного социума.
    И самую главную ценность технологии развития критического мышления вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Использую приемы «Мозговой штурм», «Верите ли вы…», «Метод пресс» , «Ключевые слова» на различных этапах урока.

    ОтветитьУдалить
  12. Использую в своей работе методы развития критического мышления учащихся. Технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной общественной жизни в условиях современного социума.Нравится методы: мозговая атака, групповая дискуссия - учащимся предлагается провести исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.

    ОтветитьУдалить
  13. В своей работе редко использую приемы, методы, технологии развития критического мышления. Зависит от уровня готовности учеников работать самостоятельно.

    ОтветитьУдалить
  14. В своей работе редко использую приемы, методы, технологии развития критического мышления. Зависит от уровня готовности учеников работать самостоятельно.

    ОтветитьУдалить
  15. согласна с Ольгой Лукьянченко. Часто использую эту технологию: Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик учится с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.

    ОтветитьУдалить
  16. согласна с Ольгой Лукьянченко. Часто использую эту технологию: Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик учится с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.

    ОтветитьУдалить
  17. В своей работе я использую приёмы и методы развития критического мышления.Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение. Я использую на уроках такие приемы : «Мозговой штурм», «Верите ли вы…», «Метод пресс» , «Ключевые слова»

    ОтветитьУдалить
  18. Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям школы. Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Школа обязана научить самостоятельно, творчески мыслить, структурировать и передавать информацию другим. Только так, может происходить овладение ими знаниями, умениями и навыками, которые способствуют в дальнейшем его самореализации и самоуправления. Поэтому в наше время особую актуальность приобретает проблема развития умений критического мышления. В основе технологии лежит конструктивистская традиция Л.Выготского: мышление развивается в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ученик сам собирает понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом.
    На своих уроках использую такие приёмы: «Сенкан» («синквейн»), таблицы «Знаем – хотим узнать - узнаем», «Верные и неверные утверждения», «Учебный проект», «Кластер», «Постановка учащимися вопросов», «Ассоциативный куст», «Мысли во времени».
    Каждый приём интересен ребятам, но ещё не у всех ребят получается их с первого раза решать. Любимыми являются такие приёмы как заполнение таблицы «Знаем-хотим узнать-узнаем», «Мысли во времени»- ребята их выдают в форме «Письма инопланетному другу»- пишут всё ,что знают по данному вопросу.

    ОтветитьУдалить
  19. Да, конечно, я использую в своей работе приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся. Любимый прием (метод), который является наиболее результативным- 6-8 класс- СИНКВЕЙН, в старших классах -ПРЕСС.

    ОтветитьУдалить
  20. Постепенно, начиная с 6 класса ввожу приемы, методы технологии критического мышления.Учит детей анализировать, обобщать географический материал.

    ОтветитьУдалить
  21. Учитель, владеющий технологией развития критического мышления, способен: создать условия для развития личности, способной критически мыслить, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, анализировать собственную деятельность; использовать разнообразный комплекс методов и приёмов, так как данная технология является общепедагогической, надпредметной, личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач:обучающих, воспитательных и развивающих.

    ОтветитьУдалить