СМ. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА
Преподаватель: Денисова Елена Дмитриевна, заведующая отделом естественных дисциплин ДоноблИППО, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ДоноблИППО
tеl.: 062 345-18-09 (рабочий)
е-mail : ipopriroda@yandex.ru
После изучения модуля Вы сможете:
- определять сущность педагогических технологий обучения, которые способствуют развитию критического мышления учащихся;
- владеть методикой развития критического мышления учащихся;
- создавать задания на развитие критического мышления учащихся;
- моделировать уроки на развитие критического мышления учащихся;
- обобщать свои знания по данной теме.
Ключевые слова:
критическое мышление, педагогические технологии, интерактивные методы, исследование, построение урока, моделирование урока
Инструктивно-методические материалы
Рейтинговая система оценивания работы
Методические рекомендации
Материалы для изучения
І. Основные этапы педагогической технологии “Критическое мышление”
ІІ. Методика использования технологии “критическое мышление”
ІІІ. Структура урока и методические приемы роавития критического мышления на уроках предметов естественного цикла
Контрольно-оценочный блок
Практическая работа №1
Содержание Отправить
Дискуссия
Используете ли Вы в своей работе приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся? Что получается, какие есть проблемы? Приведите пример любимого приема (метода), который в Вашей работе является наиболее результативным?
Свою точку зрения опубликовать в Комментариях (нижняя часть окна)
Критерии оценивания:
Участие - 1б
Активность - 1 б
Аргументация - 2 б
Модульный контроль
Информационное обеспечение
Список литературы
Приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся использую в своей работе регулярно. Они позволяют активизировать познавательные процессы у учащихся. Например на этапе "Рефлексия"
ОтветитьУдалитьиспользую прием "Бортовий журнал".
Описание прийома
Это - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, коротких предложений, умозаключений, вопросов. Частями «бортового журнала» могут быть ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.
В своей работе я использую приёмы и методы развития критического мышления, так как они способствуют активизации мышления ученика , заставляет учеников задумываться, дают возможность проявить себя и свои творческие способности, учат находить пути решения проблемы.
ОтветитьУдалитьОдним из результативных приемов, применяемых на своем уроке является кластер. Кластер – это способ графической организации материала. Приём кластеров использую на стадии вызова ,осмысления и рефлексии , при повторении основных вопросов темы на уроках обобщения, подготовки к контрольной работе, на первом уроке после каникул.
Использую в своей работе методы развития критического мышления учащихся. Нравится методы: мозговая атака, групповая дискуссия - учащимся предлагается провести исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.
ОтветитьУдалитьСчитаю, что этот метод является результативным так, как учащиеся в более раскованной обстановке делятся друг с другом знаниями, соображениями, доводами, при этом каждый может высказать свою точку зрения.
Развитие критического мышления школьников необходимо прежде всего для их социализации в обществе. Второй важный момент - обучение умению работать с информацией, критически перерабатывать ее для получения достоверных знаний и не потеряться в ее потоке. Элементарный прием - прошу выписать ключевые слова из текста либо составить схему- опорный конспект по ключевым словам. У малышей хорошо работает прием "Лови ошибку". Старшим больше нравятся дискуссии, особенно, если вопрос провокационный. Главная проблема - нехватка времени.
ОтветитьУдалитьЯ использую в своей работе приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся, так как они позволяют активизировать познавательные способности у учащихся, развивают интерес к изучении географии.
ОтветитьУдалитьНаиболее часто использую такие методы: "Исправь географическую ошибку", "Снежный ком", "Открытый микрофон". Дети учатся свободно высказывать свои мысли, слушать друг друга, свободно общаться, высказывать свою точку зрения.
Главная проблема - очень ограниченное количество часов, выделяемых для изучения большого объема интересного материала.
Да, я использую в своей работе приёмы, методы и технологии развития критического мышления. Прием «Корзина» идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
ОтветитьУдалить«Ассоциативный куст». Эту стратегию я использую на разных этапах актуализации и рефлексии. Мозговой штурм - эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, который заставляет участников проявлять свое воображение и творчество, который достигается путем свободного выражения мыслей и помогает найти несколько решений по конкретной теме.
Да, я часто использую в работе эти методы,приемы.Они помогают детям высказывать свое мнение, учатся слушать другие точки зрения, рассуждать,обобщать свои знания и опыт, развивать воображение, дискутировать,развивать умения искать информация.......Но на это очень мало времени.
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что технология развития критического мышления помогает учащимся самостоятельно определять направления в изучении нового материала и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить. Применяя эту технологию, я замечаю интерес у ребят на уроках. Ведь они сами решают все возникающие вопросы, задача учителя только лишь в том, чтобы направить желание учащихся на получение новой информации, помочь систематизировать уже известные и новые знания. Основное условие — удовольствие от уроков, которое получают ученики, и я, как учитель.
ОтветитьУдалитьМне нравится прием «Ассоциации». Ребятам предлагается прочитать тему урока, подумать и ответить на вопрос:
● О чем пойдет речь на этом уроке?
● Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эту фразу...?
Все перечисляемые ассоциации записываются на доске, затем обсуждаются.
В ходе урока знания уточняются, систематизируются, делаются выводы, которые записываются в тетрадь.
На своих уроках широко применяю и разные формы работы с учебником. Читая текст учебника, ребята маркируют его карандашом, делая заметки:
«+» - я это знаю
«-» - я думал по другому
«V» - это для меня новое
«?» - мне не понятно, хочу узнать
Таким образом, в процессе чтения учащиеся прорабатывают текст. Затем идетобсуждение в парах. Если остаются невыясненные вопросы, они ставятся перед классом и обсуждаются. В результате такой работы все знания систематизируются.
В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность воспитания детей с целью изучения географии, его значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания географии характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
ОтветитьУдалитьИменно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня два года назад. По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
Например
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Например, в теме «Внутреннее строение и Земли» в начале урока был составлен кластер «Земля». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.
В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность воспитания детей с целью изучения географии, его значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания географии характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
ОтветитьУдалитьИменно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня два года назад. По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
Например
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Например, в теме «Внутреннее строение и Земли» в начале урока был составлен кластер «Земля». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.
Я также использую в работе приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся
ОтветитьУдалитьУченики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию?". Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимой информации. Технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной общественной жизни в условиях современного социума.
И самую главную ценность технологии развития критического мышления вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Использую приемы «Мозговой штурм», «Верите ли вы…», «Метод пресс» , «Ключевые слова» на различных этапах урока.
Использую в своей работе методы развития критического мышления учащихся. Технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной общественной жизни в условиях современного социума.Нравится методы: мозговая атака, групповая дискуссия - учащимся предлагается провести исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.
ОтветитьУдалитьВ своей работе редко использую приемы, методы, технологии развития критического мышления. Зависит от уровня готовности учеников работать самостоятельно.
ОтветитьУдалитьВ своей работе редко использую приемы, методы, технологии развития критического мышления. Зависит от уровня готовности учеников работать самостоятельно.
ОтветитьУдалитьсогласна с Ольгой Лукьянченко. Часто использую эту технологию: Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик учится с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.
ОтветитьУдалитьсогласна с Ольгой Лукьянченко. Часто использую эту технологию: Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик учится с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.
ОтветитьУдалитьВ своей работе я использую приёмы и методы развития критического мышления.Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение. Я использую на уроках такие приемы : «Мозговой штурм», «Верите ли вы…», «Метод пресс» , «Ключевые слова»
ОтветитьУдалитьСегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям школы. Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Школа обязана научить самостоятельно, творчески мыслить, структурировать и передавать информацию другим. Только так, может происходить овладение ими знаниями, умениями и навыками, которые способствуют в дальнейшем его самореализации и самоуправления. Поэтому в наше время особую актуальность приобретает проблема развития умений критического мышления. В основе технологии лежит конструктивистская традиция Л.Выготского: мышление развивается в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ученик сам собирает понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом.
ОтветитьУдалитьНа своих уроках использую такие приёмы: «Сенкан» («синквейн»), таблицы «Знаем – хотим узнать - узнаем», «Верные и неверные утверждения», «Учебный проект», «Кластер», «Постановка учащимися вопросов», «Ассоциативный куст», «Мысли во времени».
Каждый приём интересен ребятам, но ещё не у всех ребят получается их с первого раза решать. Любимыми являются такие приёмы как заполнение таблицы «Знаем-хотим узнать-узнаем», «Мысли во времени»- ребята их выдают в форме «Письма инопланетному другу»- пишут всё ,что знают по данному вопросу.
Да, конечно, я использую в своей работе приемы, методы, технологии развития критического мышления учащихся. Любимый прием (метод), который является наиболее результативным- 6-8 класс- СИНКВЕЙН, в старших классах -ПРЕСС.
ОтветитьУдалитьПостепенно, начиная с 6 класса ввожу приемы, методы технологии критического мышления.Учит детей анализировать, обобщать географический материал.
ОтветитьУдалитьУчитель, владеющий технологией развития критического мышления, способен: создать условия для развития личности, способной критически мыслить, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, анализировать собственную деятельность; использовать разнообразный комплекс методов и приёмов, так как данная технология является общепедагогической, надпредметной, личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач:обучающих, воспитательных и развивающих.
ОтветитьУдалить